Безналичные расчеты представляют собой неотъемлемый элемент жизни современного общества, их совершенствование ведёт к прозрачности денежных потоков, повышению эффективности проведения расчетов в банках, уменьшению операционных расходов, ускорению обращения денежных средств и, как следствие, стабильности и развитию национальной экономики.
Согласно статье 21 Закона Республики Узбекистан "О платежах и платежных системах", Центральный банк уполномочен определять порядок осуществления безналичных платежей на территории Республики Узбекистан.
Также, принятие Закона Республики Узбекистан "О платежах и платежных системах" потребовало пересмотра и внесения изменений в ряде нормативно-правовых актов, касающихся платежей и расчетов.
Центральным банком Республики Узбекистан в рамках проведенных работ по пересмотру существующих нормативно-правовых актов и приведению их в соответствие, разработана новая редакция "Положения о безналичных расчетах в Республике Узбекистан", которая была зарегистрирована в Министерстве юстиции 13 апреля 2020 года, № 3229.
В процессе разработки новой редакции были изучены предложения и отзывы коммерческих банков, а также бизнес-сообщества, в том числе, субъектов предпринимательства.
Положение о безналичных расчётах регламентирует общие подходы к организации расчетов платежными документами, приведенными в статье 33 Закона "О платежах и платежных системах" и единообразие оборота документов, порождаемых в банках в ходе этого процесса, а также определяет порядок проведения безналичных расчетов физическими и юридическими лицами посредством платежных документов.
Согласно требованиям к разработке нормативно-правовых актов, определения используемым понятиям, даны в контексте Положения, что помогает пользователям понять основную суть приведенных правил.
Кроме этого, в Положении приведены образцы форм платежных документов, посредством которых могут проводиться безналичные расчеты, а также определен порядок оформления и представления платежных документов в банк.
Также, определено, что международные платежи, согласно требованиям законодательных актов, должны осуществляться в срок не позднее двух операционных дней со дня поступления платежных документов.
Порядок оформления и реквизиты платежного документа в иностранной валюте, представляемого в банк для проведения международных платежей, также излагаются в Положении.
Исходя из мировой практики, введен новый термин "дата валютирования", что подразумевает дату проведения платежа и зачисления средств на счет получателя. Согласно статье 48 Закона, эта дата должна быть указана в платежном поручении и не превышать десяти дней со дня представления платежного документа.
В новой редакции предусмотрено принятие платежного документа в бумажном виде согласно режиму работы с клиентами, когда электронные платежные документы могут представляться вне зависимости от времени работы с клиентами.
В новом Положении усовершенствован порядок проведения расчетов с аккредитивами в соответствии с международным опытом, банковской практикой и требованиями Гражданского кодекса.
Также в Положении установлено, что:
- электронные платежные документы, отправленные клиентом
через каналы дистанционного обслуживания, могут приниматься банками при утверждении через средства идентификации, согласно подписанному договору между клиентом и банком; - порядок предоставления клиенту копии платежного документа, который является основой для оприходования денежных средств на счета клиентов, определяется договором, заключенным между клиентом и банком;
- оприходованные в Картотеку-2 платежные поручения по налогам и сборам, может быть отозвано на основании письменного или электронного обращения налоговых органов, а также согласно решению суда;
- при подаче платежных документов (платежного поручения и платежного требования) в бумажной форме: оформляется два экземпляра вместо трех, которые были обязательны в предыдущем положении.
Согласно новому Положению, банки могут представлять безакцептные платежные требования с целью взыскания с кредитора неоплаченной в срок задолженности по кредиту и начисленным процентам, а также с субъектов, являющихся поручителями по погашению полученных, но в срок непогашенных кредитов и процентов.
Срок акцепта платежного требования вне зависимости от месторасположения клиента установлен в пять операционных дней после дня вручения платежного документа плательщику, а, в случае обращения клиента с заявлением − десять операционных дней.
Теперь платежные требования могут представляться как в бумажном виде, так и в электронном, через каналы дистанционного обслуживания.
Кроме того, приведен порядок отзыва и возвращения без исполнения акцептных и безакцептных платежных требований с Картотеки-2 согласно решению суда, заявлению взыскателя, а также справке, подтверждающей прекращение деятельности взыскателя средств.
Согласно требованиям новой редакции Налогового кодекса Республики Узбекистан внесен ряд изменений в порядок представления инкассовых поручений налоговыми органами.
Порядок взыскания денежных средств со счетов плательщиков путем представления инкассовых поручений Министерством финансов был приведен в соответствие с нормами законодательства.
Упрощен порядок расчетов инкассовыми поручениями: они могут представляться в бумажном или электронном виде в банк плательщика или получателя средств.
Следует подчеркнуть, что теперь инкассовое поручение можно отозвать согласно не только решению суда, но и справке, подтверждающей ликвидацию плательщика.
Кроме того, в новой редакции Положения исключен ряд норм, в частности:
- порядок расчета расчетными чеками, так как этот платежный инструмент в настоящее время потерял свою необходимость и не используется в течение нескольких лет;
- глава о расчетах банковскими картами, вследствие того, что в Законе "О платежах и платежных системах" тщательно рассмотрены вопросы эмиссии и использования банковской карты, как средства электронного платежа, также пересматривается ряд нормативных актов касательно выпуска и обращения банковских карт;
- нормы представления инкассовых поручений для взыскания обязательных платежей во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов, задолженности по налогам, выставленных на банковские счета дебиторов в счет акта сверки взаиморасчетов.
В целом, разработанное Положение является правовой основой, определяющей порядок безналичных расчетов в стране.